Воспитание

Как заниматься с ребёнком-дошкольником дома

занятия с детьми

Вопрос домашних занятий с дошкольниками в некоторых семьях стоит особенно остро, когда взрослые с благими намерениями ищут игрушки и игры, клеят и шьют ночами развивающие пособия, скупают все книги и тетради на печатной основе, а дошколёнок предпочитает игры, компьютер, телевизор и прогулку.

В этой статье мы попытаемся разобраться, как научить и не навредить.
Конечно, это идиллия, когда ребёнок-дошкольник, сидя за детским столом, аккуратно штрихует, обводит, раскрашивает, рисует, вырезает и клеит, лепит и сортирует по формам, размерам и цветам.

В реальности же часто происходит так, что взрослые настроены заниматься с детьми, а дошкольники не готовы своевременно приниматься дома за занятия.

Как же мотивировать дошкольника заниматься вовремя дома?

Правила домашних занятий с детьми-дошкольниками

1. Продолжительность занятий с дошкольником должна соответствовать возрастным нормам. Для детей от года до трёх лет домашние занятия должны длиться не более пяти минут, для дошкольников от трёх до пяти не более пятнадцати минут, а для старших дошкольников и без малого младшеклассников не должны превышать полчаса.

2. Чем младше дошкольник, тем активнее и регулярнее должна быть смена деятельности и короче игры и задания.

3. Смотрите, есть ли ещё у дошкольника интерес к занятию. Если интерес к нему у ребёнка уже пропал, то взрослым важно предугадать этот момент и в позитивном ключе завершить занятие немного раньше, когда дошколёнок ещё чуть-чуть хотел продолжить. Тогда в следующий раз ему будет проще вовремя приняться за домашние занятия

4. Обязательно создавайте для дошкольника игровую ситуацию, планируя домашние занятия с ним. Находите способы заинтересовать ребёнка к занятиям, без крика, принуждения, угроз и рукоприкладства, учитывая возраст и интересы детей. Для младших дошкольников могут подойти игровые занятия, где нужно кому-то помочь или кого-то спасти, а старшим дошкольникам больше интересны игры-квесты.

5. Считается, что мозг более восприимчив к новой информации после сна и еды. Поэтому рекомендуемым временем для занятий с дошкольниками считаются утренние часы после завтрака и вечерние после тихого часа и полдника.


6. Принимайтесь за занятия с дошкольниками только тогда, когда и у детей, и у взрослых хорошее настроение и положительные эмоции, а также цените совместно проведённое время с детьми.


7. Если дошкольник не воспринимает занятия за столом, то можно заниматься с ним дома и на диване. Главное, постепенно приучайте дошколёнка к порядку и организации, чтобы он смог в дальнейшем плавно перейти к учебной деятельности, где аккуратности, опрятности, организованности и чистоте уделяется особое внимание, особенно в начальных классах школы.

8. Учитывайте индивидуальность каждого ребёнка в развитии детей дошкольного возраста.

9. Выделяйте в режиме дня ребёнка по утрам и вечерам время не только на занятия, но и на свободные самостоятельные игры. У «недоигравших» детей уже на первой ступени обучения в школе возникают проблемы с самоконтролем, поведением, переходом от игры к учёбе, социализации и общении с людьми, дисциплиной и внутренней учебной мотивацией.

10. Основные изменения у дошкольника в физическом, интеллектуальном и психическом развитии происходят именно во время игры.

11. Обучающие и развивающие занятия с дошкольниками ни в коем случае не должны вытеснять свободные и самостоятельные игры как таковые. Дошкольнику и будущему младшекласснику может просто надоесть заниматься и учиться, если раньше времени усаживать его за стол и парту.

12. В занятиях с дошкольниками расписание не важно, в отличие от выполнения домашнего задания младшеклассниками.

13. Ни в коем случае нельзя откладывать занятия с дошкольниками на ночь и поздний вечер. За день любой ребёнок устаёт и ночью дети, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, должны спать.

14. Развивать ребёнка важно не только играми и занятиями, но и любовью. Например, поход в парк на прогулку с возможностью потрогать дерево или цветок больше разовьёт и обучит дошкольника, чем показать дерево или цветок на развивающих карточках.

15. Разговаривайте с ребёнком, совместно читая с ним книги, и, отвечая на вопросы дошкольника. Тем самым развивается речь детей.

16. Не давайте дошкольникам увлекаться компьютерными и телефонными играми, а также просмотром телевизора. Дошкольник может проводить у компьютера и телефона не более получаса в день, а смотреть телевизор не более двух часов в день. Лучше всего компьютер, телефон и телевизор использовать для дошкольника в качестве поощрения после занятия.

17. Приучайте ребёнка вести домашнее хозяйство и воспитывайте уважение дошкольника к чужому труду с помощью игр на кухне со взрослыми. Чтобы не устраивать на кухне генеральную уборку после занятий с дошкольниками давайте ему, по возможности, муляжи фруктов, овощей, грибов и ягод.

Причины нежелания или неспособности дошкольников вовремя заниматься дома

  • Слишком завышенные требования взрослых.

Если ребёнок-дошкольник чувствует, что на него оказывается давление и от него очень много ожиданий, то он нередко отказывается заниматься.

  • Вседозволенность и избалованность.

Также, как и в ситуации с нежеланием и неспособностью младшеклассников вовремя делать дома уроки, дошкольники тоже могут часто не хотеть вовремя приниматься за домашние занятия по причине элементарной вседозволенности и избалованности, особенно это касается семей с попустительским и излишне демократическим стилем воспитания. Постепенно приучайте дошкольника к ежедневным занятиям, в крайнем случае заменяйте игру или задание, если они категорически не нравятся детям, также объясняя, что в жизни часто приходится делать что-то неинтересное, но необходимое.

Ошибки родителей дошкольников

  • Сравнение своих детей с детьми в социальных сетях или детьми родственников, друзей, коллег и пр. Ошибка всех ошибок в воспитании детей. Когда взрослые сравнивают своих детей, внуков или племянников с другими детьми, то они чувствуют, что где-то что-то упустили или не успели, а дошкольники начинают считать себя униженными и хуже других;
  • Боязнь свободный и самостоятельных игр дошкольников. Вторая ошибка взрослых, которая мешает дошколёнку полноценно развиваться, это вытеснение игры как таковой обучающими и развивающими занятиями, и постоянная организация детского досуга. Взрослым кажется, что свободные игры являются «пожирателями» и «похитителями» времени, в которое можно было бы читать, рисовать, заниматься трудовым обучением – лепкой, аппликацией, художественным трудом;
  • Развитие детей только книгами и тетрадями. Вместо того, чтобы читать книгу дошкольникам вслух, взрослые, зачастую, чуть ли не с пелёнок учат с ребёнком буквы и обучая его чтению, чтобы побыстрее усадить его за книжку или тетрадку. Всё это успеется к школе, а в раннем дошкольном детстве самое лучшее развитие детей – это полезные игры и любовь взрослых.

В некоторой степени не заниматься с ребёнком-дошкольником дома бывает даже полезнее, чем усаживать его преждевременно за книги и пособия. Главное, взрослым важно делать это осознанно, вовремя предлагая и советуя полезные игры, а также, развивая дошколят своей любовью. Тогда получится самое лучшее развитие и занятие в виде совместного времени и деятельности взрослых и детей.