Воспитание

Задержка речевого развития у детей: диагностика

Задержка речевого развития у детей

Многих родителей очень удивляет, если врачи ставят ребенку диагноз задержка речевого развития. Почему так случается? Где и когда взрослые допустили ошибку в воспитании?

Надо понимать, что все знания и навыки приобретаются детьми долго. Как бы нам, родителям, того ни хотелось, но физически не возможно сделать так, чтобы малыши моментально научились разговаривать или читать. Равно, как ходить и быстро бегать.

Признаки, по которым можно судить, что ребенок отстает в развитии

Часто опасения родителей бывают надуманными, а выводы поспешными. Но есть некоторые общие признаки, основываясь на которые, родители могут считать, что ребенок отстает с развитием речи.

Задумайтесь, если:

  • младенец чересчур молчалив, не гулит в первые 8 месяцев;
  • годовалый ребенок для привлечения внимания взрослого использует только плач и никак не реагирует, если его позовут;
  • полуторагодовалый карапуз плохо ориентируется в названиях предметов, не может показать их на картинке;
  • в 2 года малыш затрудняется выполнить просьбу взрослого, к примеру, при обращении «возьми куклу или подай мне» ничего не делает.

Говоря сухим языком терминов, задержкой речевого развития у детей называют отставание от возрастной нормы развития речи. Хорошо, если ваш малыш четко «идет по графику». Но бить тревогу, если есть отклонение в два-три месяца, не стоит.

Обязательно поинтересуйтесь, какие есть нормы развития речи для раннего детского возраста. Найдите источники самостоятельно или пообщайтесь на эту тему с опытным педагогом!

Например, в два года словарный запас у ребенка – минимум 50 слов. Ему под силу говорить фразами и короткими предложениями. При этом ребенок уже может использовать прилагательные и междометия. В три года малыш говорит осмысленными предложениями, использует правильно все местоимения и склоняет глаголы, то есть на вопрос «хочешь?» отвечает «хочу». В речи должны часто присутствовать наречия и прилагательные.

Хорошим «тестом» может быть непринужденный разговор малыша-трехлетки с незнакомым взрослым человеком: если язык крохи понятный, и маме не приходится заниматься расшифровкой большинства слов, то все в порядке.

Причины появления задержки речевого развития

Основной парадокс – это то, что родители якобы не замечают у ребенка проблем с речью. Выжидают, надеются, что все и так наладится. Хотя им прекрасно известно, что нехорошо медлить, что есть риск наследственности (например, в семье дедушка или папа начали говорить «поздновато»).

Надо понимать, что задержка в речевом развитии подвержена многим внешним воздействиям на организм ребенка. Например, более часты случаи у деток, которые, испытали гипоксию во время беременности, родились недоношенными или при стремительных родах, получили родовые травмы или часто болели инфекционными заболеваниями в первые годы жизни.

Очень влияет фактор среды, в которой развивается и воспитывается малыш. Может сказаться недостаток внимания со стороны родителей и неблагоприятная обстановка в семье (родители часто ругаются или разведены).

Что под силу диагностировать врачам?

Родители могут вовремя заметить отклонения, даже по самым простым признакам. Это уже повод, чтобы начать беспокоиться. А потом уже дело за детскими специалистами. Перед постановкой диагноза главное:

  • получить консультацию у врача сурдолога, который обследует слуховой и речевой аппарат ребенка;
  • установить отклонения в развитии мышц лица и языка, трудности с глотанием;
  • получить заключение невропатолога;
  • побеседовать с логопедом и психологом;
  • иногда требуется специфическое обследование работы мозга.

По результатам обследования вам назначат лечение или коррекцию темпов развития речи. Необходимость приема медикаментов должен определять только врач невропатолог. Не допустимо принимать лекарства, если они вам не прописаны!

Знающие физиологию люди подтвердят, что в головном мозге есть такие зоны, которые причастны к управлению активной речью. И находятся они в очень тесной близости с зонами, ответственными за развитие мелкой моторики. Поэтому все педиатры и педагоги в один голос будут советовать родителям: как можно чаще занимайтесь с детьми, развивайте пальчики! Если будет развиваться двигательная активность, то и заговорит малыш скорее. Потому что доказана прямая взаимосвязь между этими процессами.

И не нужно уповать только на логопеда-дефектолога. В этом вопросе потребуются совместные усилия и логопеда, и детских врачей, и родителей. При чем именно ваша роль будет ведущей.

Оставить комментарий