В этой статье мы собрали 5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти у детей. Ежедневно их выполняя, ваш ребёнок научится запоминать информацию в самых разных формах и без труда её воспроизводить.
Вы наверно замечали, малыши запоминают новое непроизвольно, они не прилагают к этому усилий. Все интересное и яркое, что привлечёт их внимание, отложится в памяти ровно настолько, насколько сумело их впечатлить и захватить.
Как работает память
Память делится на:
- Кратковременную,
- Долговременную.
В первом случае это, к примеру, «пробежался глазами за пять минут до контрольной, написал и забыл напрочь», во втором — «помню с первого класса, хотя сам уже студент». Именно последний тип памяти позволяет прочно и основательно усваивать знания.
А так же на:
- Произвольную,
- Непроизвольную.
Как происходит запоминание?
Чтобы малыш запомнил что-то новое, можно:
- Зазубривать наизусть;
- Предоставить это «новое» интересным и ярким образом. Привлекая его внимание, впечатлить и захватить.
5 полезных упражнений для развития произвольной и долговременной памяти.
При тренировке важно задействовать все типы памяти: визуальную, словесно-смысловую, моторную.
Упражнение 1. Первая буква
Эта техника помогает запоминать список или последовательность.
Возьмите первые буквы слов из списка и придумайте с ними предложение или словосочетание.
Самый известный пример — цвета спектра, которые легко запомнить вместе с фразой «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Другой пример: список «картошка, морковь, помидоры» можно зашифровать фразой «Как Мыть Посуду». Такие фразы называются акростихами.
Давайте потренируемся. Попробуйте вместе с ребёнком придумать фразу, которая поможет запомнить эту последовательность:
- Хлеб
- Сахар
- Кетчуп
- Орехи
- Печенье
- Молоко
- Булочка
Упражнение 2. История
Когда важно запомнить последовательность, придумайте историю, в которой участвуют предметы из списка. При этом запоминать нужно не столько слова, сколько визуальный ряд. Например, такой список:
- Пингвин
- Самолет
- Веер
- Конверт
- Белка
- Сюрприз
- Коньки
- Шляпа
Придумываем историю:
Пингвин вышел из самолёта, обмахиваясь веером, и тут ему вручили конверт от Белки. В нем был сюрприз — её фотография на коньках и в шляпе.
Потренируйтесь на списке:
- Кошка
- Собака
- Дерево
- Лужа
- Самолет
- Дом
- Лифт
Упражнение 3.
Запомнить пару предметов легко, если связать их действием.
Получится мини-история:
Енот — Гирлянда: Енот повесил в норе гирлянду.
Круг — Квадрат: Квадрат потерял свои углы и стал кругом.
Попробуйте запомнить предметы, придумав каждой паре мини-историю:
- Корова – мяч
- Бегемот – гитара
- Мышь – чашка
Упражнение 4. Детали
Это упражнение развивает визуальную память. Сначала покажите ребёнку картинку с одной стороны и дайте хорошенько рассмотреть. Попросите представить, что он оказался внутри этой картинки, и описать происходящее. Например: «Сначала я посмотрел на дерево, оно высокое, на нём один листочек. Потом понюхал фиолетовый цветок. Потом увидел трёх бабочек…».
Затем переверните картинку и попросите ребёнка вспомнить, чего, в отличие от первой, на ней не хватает.
Упражнение 5. Визуальный конспект
Теперь тренируем слуховую память. Это упражнение отлично подходит для запоминания стихотворений и песен. Конечная цель техники — научиться делать визуальный конспект мысленно, не прибегая к помощи бумаги.
Прочитайте ребёнку один из этих списков и попросите сделать визуальный конспект на листе бумаги. Объясните, что он может делать любые пометки — буквы, цифры, значки, — которые помогут ему вспомнить услышанные слова.
- Дерево
- Волк
- Портфель
- Телевизор
- Лето
- Телефон
- Дед Мороз
Подведем итог
Данные упражнения направлены на развитие произвольной долговременной памяти. Вы можете самостоятельно придумывать упражнения на основе описанных пяти техник.
Желаем вам и вашим малышам успехов и продуктивных, интересных совместных занятий!!!